Для оказания сложной и эффективной медицинской помощи в тех районах, где должны быть осуществлены массовые мероприятия по спасению жизни людей, развертываются госпитали. Федеральные стандарты предусматривают использование специальных санитарных автомобилей. Наиболее важной их особенностью является то, что сопровождающий персонал в состоянии обеспечить поддержание жизненно важных функций, в том числе проходимость дыхательных путей и вентиляцию легких, для безопасной транспортировки пациента. Основные мероприятия по поддержанию функций проводятся с помощью соответствующей аппаратуры и специального оснащения персоналом, обученным на уровне НМСП-С.
Более сложные мероприятия осуществляются соответствующим образом экипированной бригадой НМСП-Парамед или другим персоналом, умеющим проводить медикаментозную терапию и более совершенные медицинские процедуры.
Авиационная амбулатория может быть оборудована либо на самолете, либо на вертолете. В обоих вариантах возможности оказания скорой помощи пострадавшим хорошие.
Самолет-амбулатория имеет большую скорость полета, чем вертолет, но он недостаточно мобилен и требует наличия посадочной полосы. Его использование целесообразно при транспортировке пострадавших на значительные расстояния, когда за счет большей скорости компенсируются все потери во времени. Для транспортировки на небольшие расстояния особенно пригоден вертолет. Такой транспорт может использоваться для перемещения людей с места происшествия до госпиталя или для межгоспитальной эвакуации. Вертолет позволяет оказывать помощь пострадавшим в местах, не доступных другому транспорту. Кроме того, он обеспечивает щадящую транспортировку многих нуждающихся в этом пациентов. Его можно также использовать для доставки опытной бригады скорой помощи в те места, где такая помощь отсутствует. Помимо этого, вертолет может использоваться в тех случаях, когда необходима эвакуация сконцентрированных в одном месте лиц с различной патологией, которым требуется лечение в специализированных центрах (например, доставка большого количества обожженных в ожоговые центры). Медицинский персонал может оказывать влияние на принятие решения при выборе маршрута полета, наиболее безопасного для пострадавших; однако очевидно, что необходимо следовать строгим правилам оперативной безопасности и приоритет в принятии решения должен отдаваться безопасности полета. Медицинскому руководителю вертолетной службы скорой помощи следует проявлять определенную осторожность, с тем, чтобы полет осуществлялся с учетом не только коммерческих интересов, но и медицинской целесообразности.
Врачи, привлекаемые к авиационной транспортировке пациентов, должны знать некоторые особенности полета, связанные исключительно с его высотными характеристиками. По мере увеличения высоты парциальное давление кислорода уменьшается. На большой высоте гипоксия становится опасной, так как она приводит к снижению насыщения кислородом гемоглобина. Даже в кабине самолета поддерживается давление, соответствующее высоте 460—1220 м. Дополнительная подача кислорода должна быть обеспечена каждому пациенту, у которого могут возникнуть нарушения при уменьшении парциального давления кислорода. Другим эффектом понижения давления окружающего атмосферного воздуха является расширение баллонов на катетерах или эндотрахеальных трубках, заполненных воздухом на земле. В каждом случае воздух в них до подъема самолета должен быть замещен солевым раствором. Аналогично этому давление в пневматических брюках и в раздутых манжетках (при определении кровяного давления) с подъемом повышается, а при снижении высоты понижается. Воздух, находящийся во флаконах для внутривенной инфузии и во внутривенных катетерах, подобным же образом расширяется и сжимается, воздействуя тем самым на количество внутривенно вводимой жидкости. Наиболее важное значение, конечно, имеет воздушная эмболия. По этой причине предпочтительно использовать для внутривенного введения растворы в пластиковой таре.
|